Любят ли у нас рекламу?

О сдержанном, а порою и агрессивном отношении широких масс в России к рекламе в определенной степени свидетельствует обилие всевозможных карикатур, «скетчей», пародий, иногда ернически, иногда талантливо высмеивающих нашу рекламу. Действительно, она того заслуживает. Впрочем, надо делать поправку на состояние массового сознания в условиях экономического кризиса в стране. В этих условиях реклама неизбежно подчеркивает дифференциацию материального положения людей. Отсюда и дифференцированное отношение к рекламе.

Читатель законно спросит: а сам-то ты, без фарисейства и лукавства, что думаешь о нашей рекламе? Отвечаю: такой спектр чувств, который привел бы в замешательство любого психотерапевта. Ненавижу... Презираю... Чувствую ее невообразимую пошлость, ходульность, неловкость за актеров, в ней участвующих... Порою хочется закрыть глаза... Чувствую стыд за бездарно сделанную рекламу, будто я сам принимал участие в ее сочинении... И все-таки — люблю... Я в самом начале книги предупреждал о субъективности своих суждений. Может быть, странно, а может быть — и нет, но мне нравятся немногие рекламные объявления, рекламные видеоклипы, которые, как правило, не получают «возвышенных» премий ни на международных, ни на отечественных конкурсах рекламного творчества. Высший критерий оценки рекламы — ее функциональность: насколько эффективно она воздействует на сознание потребителей. В книге я упоминал многое, что мне понравилось. К сожалению, я не знаю, сколь эффективна эта реклама, в которой я почувствовал «искру Божью». Как-то так случилось, что образцы, от которых, как мне кажется, «повеяло озоном», не привлекают внимание наших исследователей, занимающихся определением эффективности рекламы. Но я совершенно уверен в том, что реклама в целом призвана, как бессмертный Мюнхаузен, сам извлекший себя за собственные волосы из болота, помочь нам вытащить себя из болота затхлых распределительных отношений на дорогу свободного выбора, на дорогу истинно рыночных, соответствующих здравому смыслу отношений в нашем обществе. И дай Бог успеха создателям рекламы!

Олег Феофанов