Информационные ресурсы избирательных кампаний

Любой рекламной кампании предшествуют обширные и детальные исследования. «Успех стратегии зависит от проведения исследований».

Информационные ресурсы избирательных кампаний, так же, как и финансовые, являются практически решающими для проведения качественного анализа и выработки единственно правильной и выигрышной стратегии. Если использовать применительно к предвыборной ситуации методологию маркетинга, можно говорить об исследованиях и анализе внешней и внутренней маркетинговой среды. Напомним, что к внешней маркетинговой среде относятся законодательная, политическая, демографическая и экономическая макросреды, система власти, расстановка сил на политической арене и в экономической сфере, а также микросреда – совокупность партий и кандидатов-конкурентов, их программы, потребности, избиратели с их мотивациями и предпочтениями, предвыборные «команды» кандидатов, конъюнктура на рекламном рынке, признанные лидеры этого рынка. К внутренней маркетинговой среде относится внутрипартийная ситуация, программа и устав партии, ее структура и корпоративная культура, финансовые возможности, стратегия и план маркетинга.

Информационные ресурсы избирательной кампании можно разделить на несколько групп:
  • исследование «пространства» (избирательного округа), на котором будет разворачиваться избирательная кампания;
  • исследование избирателей (общественного мнения);
  • исследование средств массовой информации;
  • исследование кандидатов-оппонентов;
  • исследование «команд» и спонсоров оппонентов;
  • исследование кандидата и его «команды»;
  • исследование прошлых выборов.

Под исследованием избирательного округа подразумевается сбор следующей информации: географических данных округа, данных по статистике, демографии, истории, культуре, экономике, результатов обследования общественного мнения, изучения предполагаемых оппонентов и т.д.

На основании всего собранного информационного материала проводится полный анализ, с помощью которого определяется реальное положение дел во всех интересующих сферах, намечаются желательные тенденции развития процессов, рассматриваются возможности управления ими, их варианты и условия такого управления.

Исследования состояния общественного мнения можно классифицировать по различным критериям: по типу используемых данных (количественные, качественные), по глубине и сложности анализа (разведывательное, описательное, аналитическое), по методам сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов и др.), по форме и характеру проведения исследования.

Обобщая мнения специалистов, можно выделить следующие типы исследований избирательного рынка:
  • исследование общественного мнения (проведение опросов);
  • одновременный демографический анализ – анализ демографической типологии избирателей, живущих в данном электоральном регионе;
  • многопеременный кластерный анализ, переводящий предыдущие исследования на другой уровень: по результатам однопеременного анализа выделяются группы («кластеры»), которым даются определения, характеризующие идеалы людей, проживающих в регионе данного типа (например, по американской модели: «внутренний дворик с бассейном», «хлопок и скот», «либералы с лимузинами» и т.д.);
  • анализ средствами электроники;
  • мониторинг общественного мнения, отслеживающий изменения в реакциях людей в связи с изменениями, вносимыми в стратегию кампании;
  • поверхностное моделирование;
  • исследование, опирающееся на теорию катастроф, – она позволяет выбрать оптимальное время для ведения кампании и трансляции агитационных материалов;
  • пространственное моделирование.

Консультант лейбористской партии Великобритании Ф. Гоулд рекомендует при изучении общественного мнения проводить количественное исследование в виде опроса репрезентативной выборки избирателей и качественное в форме анализа фокусных групп. В ходе количественного исследования выявляются:
  • намерения электората;
  • его отношение к положению в регионе (устраивает ли жителей направление развития региона);
  • оценка экономической ситуации (укрепляется ли экономика или становится слабее, улучшается или ухудшается жизнь отдельного человека);
  • проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями;
  • отношение избирателей к различным политическим деятелям, сильные и слабые стороны всех участников политической борьбы;
  • кандидат, вызывающий наибольшее доверие избирателей и лидирующий с точки зрения его подхода к ключевым политическим и экономическим проблемам.

Количественное исследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания.

Лисовский С.Ф.