Рекламный политический имидж

Конструирование рекламного политического имиджа происходит в такой последовательности: определение требований аудитории (сегментов аудитории), соотнесение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, формулировка составляющих имиджа, перевод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.).

Необходимое условие успешной политической коммуникации — изучение пристрастий избирателей в отношении своего потенциального «героя». Чтобы быть понятым, способным вызвать планируемую реакцию, моделируемый образ политика должен в наибольшей мере отражать ожидания электората.

Согласно социологическим опросам, политики, претендующие на то, чтобы стать ведущими в нашей стране, должны демонстрировать следующие качества: умение общаться с людьми, политическую гибкость, чувство юмора, способность побуждать к действию. Они должны вызывать доверие, быть новыми лицами в политике, но при этом иметь опыт управленческой деятельности. В качестве предпочтительных черт называются также острота ума, энергичность; желательно быть в возрасте не моложе 40 и не старше 60 лет. Также поощряется готовность брать на себя ответственность за решение социально экономических проблем. В числе решающих характеристик называются национальность, пол (один из опросов показал, что 64% избирателей хотели бы видеть на высоких постах мужчин), исповедание той или иной религии, уровень профессиональной компетентности, опыт государственной деятельности, нравственный облик, эмоционально-психологические черты.

Набор привлекательных для граждан России свойств руководителя, выявленный в ходе президентской кампании 1996 г., содержит следующие характеристики опытный политик, готов к разумным компромиссам, сторонник практических дел и решительных шагов.

Другие исследования распределяют предпочтения избирателей следующим образом:
  • на первом месте — порядочность, честность (22,3%),
  • на втором — ответственность перед избирателями (18%),
  • на третьем — знание местных условий жизни,
  • на четвертом — доброта, справедливость (9%),
  • на пятом — деловитость, предприимчивость (8,6%),
  • на шестом — эрудиция, интеллигентность (7,4%).
Первые три позиции являются основными по мнению всех групп населения. Рейтинги остальных у разных групп несколько различаются. Так, для ИТР и представителей интеллигенции «деловитость, предприимчивость» и «эрудиция, интеллигентность» имеют большее значение, чем доброта, справедливость«. Студенты самым необходимым качеством политика считают «деловитость, предприимчивость», а пенсионеры отдают предпочтение «эрудиции и интеллигентности».

Особый интерес избиратели проявляют к личной жизни лидера, его быту, семейным традициям — словом, ко всему тому, что свойственно обычному, «земному» человеку. «Обращение к разуму, аргументам перекрывается по эффекту воздействия печатной, визуальной информацией, рисующей простой человеческий облик. Для некоторых избирателей интерес к политику выражается не столько стремлением познакомиться с его программой, взглядами, сколько в желании приобщиться к частной стороне его жизни. Видимо, в нем проявляется потребность простого человека в соотнесении себя, своего индивидуальною бытия с бытием тех, кто пребывает на политическом Олимпе».

Исследования показывают, что в ожиданиях аудитории всегда присутствует некий постоянный перечень качеств, которыми, по мнению избирателей, должен обладать любой лидер. Эти доминанты в той или иной мере обязательно следует включать в моделируемый имидж. «Кандидат должен иметь одну или несколько черт которые нас всех вдохновляют, — пишет Д. Уитнцер, американский специалист в области политическои рекламы, — он должен быть привлекательным динамичным, выглядеть победителем, вызывать симпатии, быть душевным, человечным излучать уверенность и твердость».

Лисовский С.Ф.