От 60 до 80% информации мы передаем друг другу в процессе общения невербальными средствами. Первым словам кандидата предшествует его визуальное обращение — тип лица, дородность или ее отсутствие, манера держать себя, осанка, костюм.
Основу визуального имиджа политика составляют его природные данные. Однако создание образа представляет собой не столько их описание, сколько «приведение реальных физических черт в соответствие существующей системе социальной кодификации, определение возможно более позитивных или негативных элементов, на которых преимущественно будет строиться имидж». Во время президентских выборов в США в 1956 г., когда страна впервые смогла наблюдать за ходом борьбы по телевизору, сразу же встал вопрос о визуальном облике претендентов. Наибольшую озабоченность советников Стивенсона и Эйзенхауэра вызвало то, что, когда они наклонялись перед камерами, чтобы прочесть свои речи, то их лысые головы становились похожи на «гигантские яйца». По словам К. Джемисон, «...впервые лысина предстала значительной проблемой при проведении президентских кампаний». Или другой пример: в европейской системе ценностей удлиненное лицо оценивается более позитивно, чем широкое. Но форма и тип лица, так сказать, отдельно взятые, вне контекста, который могут ему создать рекламисты, еще ничего не значат. В одном из исследований французских специалистов в области телевизионной политической коммуникации проблема образа лидера на телевидении рассмотрена очень подробно. Например, авторы анализируют морфологические особенности портретов основных соперников на президентских выборах 1981 г. во Франции В. Жискар ДЭстена и Ф. Миттерана: «Имидж Жискар ДЭстена в целом позитивен. Он производит впечатление человека чуткого... Тип его лица и форма головы говорят о тонкой восприимчивости, такте, умении решать деликатные вопросы». Однако «...глаза, длинные, близко посаженные, мало открытые, наводят на мысль, что он, возможно, протеже сального кармана... Складки на верхних веках придают лицу атмосферу сдержанности и таинственности... Негативный эффект его холодных и загадочных глаз ящерицы скрашивается поднятыми бровями, придающими живость взгляду. С другой стороны, длинный и непропорциональный нос (более широкий у основания, чем у переносицы) свидетельствует о некоторой сухости и нехватке великодушия... Эти несколько элементов не ухудшают, тем не менее, общего впечатления о В. Жискар ДЭстене как человеке интеллигентном, обладающем значительным интеллектом». Ф. Миттеран, в отличие от своего соперника, характеризуется психологической «структурой могучей и пылкой», он обладает «тяжелой, прямоугольной головой на основательной шее». Советники Миттерана по рекламе взяли на вооружение это впечатление могущества, производимого их кандидатом, положили его в основу рекламной кампании. «Не будучи способным соперничать в элегантности и изяществе со своим противником, Миттеран должен был предложить идею, благодаря которой его земная тяжесть, неповоротливость (его иногда сравнивали с Ж. Помпиду) могла стать козырем при выборе правителя для Франции, обеспокоенной кризисом».
Лисовский С.Ф.