Реклама и искусство обольщения

Реклама должна не только сообщать о наличии товара, но и так воздействовать на сознание и подсознание потенциального потребителя, главным образом всевозможными психологическими способами, чтобы обеспечить предпочтение данного товара или услуги перед другими аналогичными товарами или услугами. Короче: она должна информировать, объяснять и расхваливать. Она должна нас обольщать.

Товары, которые давно находятся на рынке, не нуждаются в информации: их потребительские свойства давно известны. Скажем, в современной рекламе Coca-Cola, Pepsi, нет смысла сообщать о качествах этих продуктов. Coca-Cola на рынке уже более ста лет. Да и Pepsi — тоже старожил рынка. Поэтому утилитарная информация уступила место спектаклю. Поэтому их реклама содержит не аргументы, а всевозможные запоминающиеся сценки, порою — яркие и броские «клиповые» приемы, чтобы овладеть нашим вниманием, развлечь нас и таким образом напомнить нам о популярности этих продуктов. А раз они всемирно популярны, то что же вы стоите в стороне? Покупайте!

Настоящая реклама немыслима без игры образов и слов. «Посмотрите: здесь вы ничего не увидите» — так преподносится покупателю прозрачная лента «Скотч». «Хотите спать со мной?» — рекламный слоган матрацев. «Машина, которая обгоняет свою тень» — об автомобилях «Renault». А вот и наше, отечественное: «Прекрасный пол — это не только женщины. Это еще линолеум».

«Регулярно проверяйте состояние вашей груди!» — так могли бы сформулировать рекламное обращение к женщинам. И это было бы скучное объявление. Посмотрите, как оно преподносится в одном зарубежном видеоклипе. На пляж приходит очаровательная девушка. Она раздевается (съемка ведется со спины). Садится на берегу. Между обнаженной девушкой и берегом моря проходят мужчины. Слышен голос за кадром: «Вы весь сезон показываете грудь всем. Может быть, раз в год ее стоит показать онкологу?» Вот она — разница между простым объявлением и рекламой.

Бесспорно, художественность клипа — его неоспоримое преимущество. Если нет художественного воплощения идеи — нет и рекламы. Это — банальная истина, ее невозможно оспаривать. Но в то же время следует всегда помнить, что художественность — не самоцель, а лишь средство достижения рекламного эффекта. И это — банальная истина, но, видимо, ее необходимо повторять, поскольку во многих клипах художественность существует сама по себе, не связанная с объектом рекламы. Более того — она затмевает этот объект, уводит его на второй план, а то и вовсе забывает о нем.

Вот телевизионный ролик. Прекрасная девушка в пенной ванне. Видны лебединая шея и плечи. Надо полагать, что и остальное — не в скафандре водолаза. И вот девушка поднимает из пены прекрасную ножку, затем — другую и, о Боже! — они обуты в сапоги какой-то итальянской фирмы. Обнаженная девушка принимает ванну в сапогах? Хочется позвонить в клинику имени Кащенко. О сапогах как-то и не думается.

Олег Феофанов