Жизненный цикл сайта

Автор: Валерий Мамровский, «Маркетинг успеха»

Интернет изменяет всё, чего бы ни коснулся, а касается он практически всего. Хотите, чтобы интернет помог вашему бизнесу, а не навредил? Продумайте, каким должен быть сайт до того, как создадите его, и задумайтесь, каким он должен стать через 3–5 лет.

Бизнес презентация

Сегодня никого не удивишь словом «сайт». Это понятие плотно вошло в наш обиход. На работе мы ищем большую часть информации в интернете, а в случае возникновения вопросов, мы сразу же прибегаем к любимому поисковику, чтобы выяснить все необходимые данные.

Еще несколько лет назад на Дальнем Востоке интернет не был так востребован. А сейчас мы видим, как ежедневно платежеспособная часть населения региона подключается к интернету и активно пользуется его ресурсами.

Глупо не использовать этот канал продаж. Именно поэтому компании ринулись создавать страницы с текстами, изображениями и прочей информацией — web-сайты.

Чаще всего при создании сайта заказчики не задумываются, как он будет развиваться и уж тем более, сколько будет существовать. Это связано с тем, что многие создают сайт впервые, и не понятно, какая от него будет эффективность. А многие просто пытаются заложить сразу все задумки и реализовать их по максимуму, чтобы потом ничего не развивать. Эти и другие подходы каждый день встречаются и зачастую негативно влияют на результативность создаваемых сайтов, хотя для некоторых случаев бывают и исключения.

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько в среднем живет сайт?», вы можете обратиться к поисковикам. К сожалению, они вам не подскажут ответа на прямой вопрос, но вот если разобрать его на мелкие запросы, то информации будет не просто много, а в избытке. Это приведет к тому, что вы просто запутаетесь, поэтому давайте разбираться вместе.

Если подойти к сроку службы сайта с технической точки зрения, то стоит признать, что сайт будет существовать столько же, сколько существует направление бизнеса, которое он обслуживает. Именно поэтому в интернете есть и «сайты-однодневки», а есть существующие десятилетиями ресурсы. Причем можно считать сайт отдельным каналом продаж. В крупных компаниях уже давно разделяют бюджеты на развитие продаж в классическом варианте (магазины, киоски и тому подобное) и в интернете. Также отдельно считается и прибыль по данным направлениям. Причем, если раньше все стремились уйти от больших площадей и перейти в интернет для экономии средств, то теперь интернет настолько активно отбирает инициативу, что присутствие магазинов и точек обращения для клиентов является уже серьезным преимуществом, которое формирует положительное мнение о компании.

Получается, сайт может существовать много лет, но ведь это будет совсем не тот сайт, который был изначально, верно? Сайт можно наполнять, менять, убирать ненужное, можно трансформировать внешний вид и форму представления информации, изменять средства воздействия на посетителя при помощи интерактива и так далее.

Тогда как же разработать сайт с умом?


Для начала было бы здорово разобраться, для чего нам понадобится сайт на момент его создания. Может быть, он будет продавать товары или услуги или экономить время менеджеров, раскрывая полную информацию и сокращая таким образом количество звонков в офис с отвлекающими вопросами, а может быть, сайт будет предоставлять бланки документов или электронные формы, которые клиент сможет заполнить дома, не занимая время ваших сотрудников и место в офисе или магазине компании. Есть еще масса целей, которые вы можете преследовать при создании сайта. Важно, чтобы вы понимали, что это именно та цель, которую необходимо достичь именно в момент окончания разработки сайта и начала его работы.

Хотя если вы умеете строить планы и предполагаете, как ваша компания будет развиваться в ближайшие несколько лет, давайте посмотрим на разработку сайта с другой стороны.

До момента начала разработки разбейте жизненный цикл сайта на этапы и постарайтесь представить, что и как будет реализовано на каждом временном промежутке. Оцените и то, какие результаты должны быть достигнуты при помощи созданного функционала.
  1. Чем вам будет полезен сайт, когда будет создан, и при помощи каких элементов и функций на сайте будет достигнута эта польза?
  2. Что необходимо добавить за ближайший год, и как должны измениться бизнес-процессы внутри компании за первый год существования сайта?
  3. Каким образом ваш сайт будет развиваться в течение трех лет, и что он поможет улучшить в вашем бизнесе?
После того, как будет составлен план действий, станут очевидны результаты, которых вы хотите добиться, а ради них не жалко ни времени, ни денег, так как правильно созданный и развивающийся сайт окупается и приносит очень много прямой или косвенной прибыли для любого бизнеса.

Для того чтобы было понятнее, как развивать сайт, давайте рассмотрим, при помощи чего это можно осуществить.

Первое, над чем можно работать даже при создании сайта — это отдельные элементы (блоки) сайта. Это могут быть статичные кнопки, баннеры, информация о компании, расположенная в нижней части каждой страницы, слоган компании и тому подобное. Учитывайте все маркетинговые рекомендации при добавления элементов на сайте, например, расположенный в правом верхнем углу номер телефона крупными цифрами позволит увеличить количество звонков с сайта до 30 %, а если к данному номеру добавить иконку с изображением телефона или телефонной трубки, то конверсия может повыситься еще на 1–5 %. Но, пожалуйста, не переусердствуйте с количеством таких элементов, так как сейчас нагромождение «не в тренде».

После того, как будут проработаны элементы будущего сайта, обратите свой взор на тексты. Существует миф о том, что тексты должны быть лаконичными, короткими и содержать только суть и никакой «воды». Предполагается, что вы, уважая клиента, таким образом существенно упрощаете его жизнь. Все, кто так думает, очень глубоко заблуждаются! Человек, который ищет что-то в интернете, пытается найти полную, исчерпывающую информацию о предмете поиска. Посетитель вашего сайта хочет знать все о продукте или услуге, о вашей компании, о том, как вы ведете деятельность и достойной ли компанией являетесь. Посетитель боится обратиться к вам и хочет развеять этот страх, возможно, всего одной вашей фразой, а порой и одним словом. Как он может узнать о том, проводите ли вы работы над качеством продукции, и что вы стремитесь сократить количество обращений по гарантии, а так же проверяете качество на каждом этапе производства, если у вас на сайте написано: «Качество нашей продукции на высочайшем уровне»?

Мир достоин узнать обо всех преимуществах вашей компании не в одном предложении, а в тексте, который буквально разжевывает каждую тонкость и каждую мелкую деталь, ведь никогда не знаешь, что для вашего клиента станет ключевым моментом в принятии решения обратиться именно к вам. А бояться того, что текст будет «здоровой портянкой», которую никто не будет читать, нет смысла. Просто оформите текст удобно, разделите на абзацы, вставьте изображения, выделите основные моменты. Такие тексты не трудно, а интересно читать. Бил Гейтс еще в девяностых годах сказал, что с изобретением колеса на мышке проблема сложности прочтения длинных текстов отпала навсегда.

После написания текстов вы можете поработать над «юзабилити» будущего сайта.

Если объяснить данное понятие простым языком, вам необходимо сделать так, чтобы с любой страницы сайта посетитель мог достигнуть каждой полезной для вашего бизнеса цели не более чем в три клика мышкой. Помимо этого, постарайтесь сделать так, чтобы возможности достижения данных целей были просты и интуитивно понятны. Например, если посетитель сайта хочет узнать, как до вас доехать, то нажмет ссылку «Как проехать» возле номера телефона или перейдет в раздел «Контакты». И ни в коем случае не надо придумывать креативную ссылку типа «Не поленитесь найти нас», которая вместо помощи только введет в заблуждение. А если посетитель захочет заказать товар из каталога, то с легкостью найдет в верхнем или боковом меню понятный пункт «Каталог», откуда при наведении курсора «вывалится» список разделов, среди которых он сможет найти необходимый товар и сделать заказ. Просто, понятно, быстро. Вот так посетитель и должен трансформироваться в вашего клиента.

А когда ваш сайт начнет приобретать глобальные масштабы, не помешает развитие его функциональных особенностей. Например, предлагая какой-то товар, можно показать рядом сопутствующий и осуществить «допродажу». Поможет нам в этом специально настроенный функциональный блок.

А для того чтобы облегчить наполнение большого каталога, можно запрограммировать функцию загрузки данных, например, из 1С, и тогда все будет происходить автоматически.

Нет места для нескольких баннеров — сделайте так, чтобы они листались друг за другом.

Методов и технологий для функциональных доработок на сайте — великое множество. Главное, чтобы внедренные элементы приносили свой результат, а не оставались потраченными впустую средствами и временем.

Стоит отметить простой, но важный факт. С течением времени при постоянном наполнении сайта вы столкнетесь с тем, что информации на нем уже очень много. Это означает, что настало время реструктурировать сайт. Помимо этого, интернет-технологии и стандарты развиваются с очень большой скоростью. Через какое-то время вам придется полностью переделать дизайн сайта, чтобы он соответствовал современности и имиджу компании. Так вы плавно подойдете к «реинкарнации» сайта. Он переродится и станет не просто сайтом, а приобретет статус удобного и полезного ресурса, который будет приводить все больше и больше клиентов, а так же помогать и во многом другом.

Обычно момент перерождения сайта настает через 3–5 лет после создания первой версии. Этот момент нельзя назвать уничтожением, так как, по сути, за основу берутся старые наработки. Скорее, он является этапом развития сайта, переходом на новый уровень, и в целом продляет жизненный цикл сайта с перспективой существовать вечность.

Кто же должен работать над сайтом и выполнять доработки и наполнение? Думаете, это подвластно только разработчикам сайтов? Оказывается, нет.

Очень давно созданы инструменты, которые позволяют редактировать сайт без особых знаний программирования и web-технологий. Например, если вы хотите отредактировать текст, то просто откройте нужную страницу, и вы увидите очень простой текстовый редактор, который легко позволяет менять написание текста, размер, цвет, вставлять изображения и тому подобное.

Конечно, не все так просто. Вам придется узнать, что сайт внутри имеет свою структуру и есть правила, которые нужно изучить, чтобы не навредить сайту после наполнения или внесения корректировок. Но практически все эти знания разработчик передает вам в виде небольшой инструкции, к тому же, технологии настолько продвинулись вперед, что квалификации секретаря будет достаточно, чтобы редактировать сайт.

Внесение новой информации или изменений старой важно выполнять своими силами, либо ваши сотрудники могут контролировать работу, которую вы передаете разработчикам или компании, сопровождающей сайт. Дело в том, что все, кто работает над сайтом и никаким образом не связан с вашим бизнесом, просто выполняют рутинную работу по перемещению и оформлению информации. А ведь одно неверное слово — и значение всего текста может быть кардинально изменено. Это может стать губительным для бизнеса или конкретной сделки. Поэтому задумайтесь, кто будет заниматься сайтом при создании, и кто будет курировать или работать над сайтом из числа ваших сотрудников, чтобы минимизировать риски.

Итак, получается, что сайт должен быть продуман до создания. Так же его нужно развивать и постоянно с ним работать. Обязательно курировать работу сайта, оптимизировать его. И самое главное: плохой сайт может негативно сказываться на репутации компании, а это, в свою очередь, приведет к убыткам или упущению выгоды.

Задумайтесь о жизненном цикле сайта, и это даст свои положительные результаты для вашего бизнеса. Начните над ним работать, попытайтесь предугадать будущее развитие и тогда показатели вашего сайта будут лучшими, а прибыли он будет приносить гораздо больше.