Влияние развития интернета на бизнес в сети

Автор: Илья Воронцов, «Адвантика» / «Маркетинг успеха»

Для современного человека Интернет стал такой же базовой потребностью, как дороги и электричество. На сегодняшний день Интернет — едва ли не последнее, от чего пользователи готовы отказаться в случае необходимости урезать расходы. Для большинства предпринимателей сайт компании — это уже неотъемлемая часть бизнеса и полноценный канал продаж. Какие изменения происходят в сети, и чего нам ждать в 2013 году?

Развитие интернета: глобус в оптическом кабеле

Эра пост-PC


Основная тенденция Интернета на сегодня — это так называемая эра пост-PC. Выражается она в растущей популярности мобильных устройств. Смартфоны и планшеты прекрасно справляются с ключевыми задачами привычного компьютера. Уходящий 2012 год можно смело назвать годом планшетов.

Концептуальные разработки, связанные с созданием малогабаритных портативных компьютеров с сенсорным экраном, появились еще задолго до того, как компания Apple выпустила первую версию планшета iPad. Однако в течение долгого времени прототипы современных планшетных компьютеров без аппаратной клавиатуры не могли пробиться в категорию продуктов для массового пользования. И только с выходом на рынок удобного в использовании и функционального планшетного компьютера iPad интерес к этим мобильным устройствам начал резко расти.

На рынке планшетов произошел настоящий бум, поскольку практически все ведущие компании, занимающиеся производством потребительской электроники, начали одна за одной выпускать свои модели мобильных девайсов. Они должны были потеснить с рынка пресловутый iPad. И если на первых порах у конкурентов Apple мало что получалось, то с течени- ем времени и обретением опыта потребителям стали предлагаться все более интересные и продвинутые решения, практически ничем не отличающиеся от детища «яблочной» компании. К этому процессу подключились и китайские производители, пытавшиеся сыграть на возрастающем интересе к планшетам.

В результате на сегодняшний день количество предложений планшетных компьютеров отличается широким разнообразием. Практически на каждой крупной выставке за последние два года главными событиями неизменно становится представление новых планшетов от известных компаний-производителей.

Долгое время нишу мобильных портативных компьютеров занимали ноутбуки и более легкие нетбуки. Однако с появлением на рынке планшетных компьютеров эта ниша разделилась на два сегмента. В первом остаются все те же классические ноутбуки и нетбуки, которые обеспечивают пользователю возможность создания контента и доступа к нему. При помощи ноутбука можно не только редактировать тексты, слушать музыку или смотреть фильмы, но и работать с ресурсоемкими приложениями, создавать какие-либо мультимедиа-файлы. Поэтому ноутбуки и нетбуки по-прежнему остаются в почете у студентов, школьников и специалистов, которые нуждаются в них для повседневной работы или учебы.

Планшетные компьютеры с самого начала позиционировались как наиболее компактные и мобильные устройства, использующиеся для проверки электронной почты, чтения книг, просмотра новостей в Интернете, игр и общения в социальных сетях. Выполнение же более сложных задач на планшетном компьютере неизбежно связано с целым рядом ограничений вследствие отсутствия полноразмерной клавиатуры и мощной аппаратной начинки.

Планшетный компьютер 2013 года — это более тонкое и легкое мобильное устройство с высокопроизводительным процессором, высоким разрешением экрана и новыми программными оболочками. Хотя планшетам рисуют радужные перспективы, в ближайшие годы свое присутствие на рынке они будут наращивать не за счет сокращения объемов продаж ноутбуков. Вероятнее всего, нам следует ожидать тесного соседства ноутбуков, смартфонов и планшетов в одной нише мобильных компьютеров с постепенным снижением их стоимости, когда пользователи смогут приобретать сразу несколько гаджетов с разной функциональностью. Такая ситуация будет отмечаться до тех пор, пока на компьютерном рынке не произойдут значительные структурные изменения.

Новые технологии


Итак, каким же образом развитие рынка мобильных устройств оказало влияние на бизнес в Интернете? Здесь хочется отметить наиболее актуальную проблему, связанную с тем, что далеко не все сайты корректно отображаются на тех же планшетах или смартфонах. По данным наших внутренних исследований за уходящий год через мобильные устройства было закрыто примерно 9 % целей (конкретные действия, совершаемые пользователями на сайте: оформление заказа, заполнение формы обратной связи, регистрация и прочее). Это число будет только расти, а значит, предпринимателям, которые рассматривают свой сайт как полноценный канал продаж (не могу представить обратное), необходимо задуматься о корректной работе своего сайта на различных устройствах.

Если раньше разрабатывались так называемые мобильные версии сайтов, то сегодня это уже прошлый век. Появилась адаптивная верстка — некая технология, используемая при разработке сайта, который будет по-разному отображаться на разных устройствах в зависимости от разрешения экрана. Если вы задумались о разработке нового сайта, обязательно примите во внимание данный фактор.

Еще одна тенденция — уход в прошлое технологии Adobe Flash. Она уже не поддерживается мобильными устройствами. Apple первыми выступили как ярые противники Flash. Еще в 2010 году Стив Джобс заявил: «Flash был создан в эру ПК — для ПК и мыши. Flash — успешный бизнес для Adobe, и мы можем понять, почему они хотят расширить его за пределы ПК. Но мобильная эра — это устройства с низким энергопотреблением, touch-интерфейсы и открытые веб-стандарты — все те области, где Flash не справляется».

Предприниматели, которым в свое время разработали сайт на Flash, уже столкнулись с множеством проблем. Такой сайт может быть очень привлекательным внешне, содержать анимацию и множество визуальных эффектов. Но при этом поисковые системы не сканируют тексты, которые воспринимаются как картинки. Соответственно продвигать сайт на первые позиции в Яндекс и Google не представляется возможным.

Возникает резонный вопрос: какие есть альтернативы? Здесь главной тенденцией является рост популярности HTML5.

Что же такое HTML5? Это необходимая, вынужденная эволюция языка, на котором пишутся интерактивные динамические веб-страницы помимо статических. Его предшественник, HTML4, появившийся в конце 90-х, предназначался для обычных веб-страниц (статических документов, связанных между собой гиперссылками и содержащих текст, изображения, формы и так далее).

Во-первых, HTML5 разработали для обеспечения взаимодействия страниц в разных браузерах. Сегодня мы используем различные браузеры. Например, на работе у нас может стоять Internet Explorer, в телефоне Safari или Opera, а дома Firefox. Очень важно, чтобы сайты работали и корректно отображались в каждом из них. Во-вторых, HTML5разработан, чтобы расширить возможности современного веба, не нарушая при этом работы уже существующих веб-страниц.

Тенденции SEO


Первые позиции в поисковых системах по-прежнему остаются самым эффективным источником привлечения потенциальных клиентов на сайт. Но по многим конкурентным тематикам наблюдается консервация ТОПа, это означает, что прорваться в ТОП-10 поисковых систем становится все сложнее и сложнее. Хотелось бы отметить несколько тенденций продвижения сайтов в 2013 году, которые важны для бизнеса.

Влияние поведенческих факторов


Поведенческие факторы — это совокупность пользовательских характеристик, участвующих в оценке сайта при ранжировании. Благодаря им поисковая система может определить заинтересованность посетителей в ресурсе, его привлекательность именно для человека, а не для машины. Поисковые системы собирают такую информацию о поведении пользователей, как отношение кликов к показам, возвращения в выдачу, время пребывания пользователя на сайте, показатель отказов, количество просмотренных результатов и другое.

Улучшать поведенческие факторы нужно только естественными методами, то есть необходимо развивать веб-ресурс, добавляя на него полезную и уникальную информацию, создавая дополнительный функционал, повышая уровень юзабилити. Таким образом, если вы работаете над увеличением конверсии сайта и его посещаемости, значит, вы автоматически улучшаете и поведенческие показатели (естественным образом).

Прибегать к методам искусственной накрутки поведенческих факторов крайне опасно. Наибольшую угрозу представляют биржи кликов и роботы-накрутчики, имитирующие действия посетителей. За попытки манипулирования поведенческими метриками сайта поисковая система накладывает санкции (фильтры), выражающиеся в резком падении позиций. Восстановление позиций сайта может занимать до полугода.

Увеличение роли социальных сетей


Поисковая оптимизация и социальные сети тесно связаны. Поэтому важно уметь продвигать свой сайт с учетом данного фактора. В первую очередь стоит добавить кнопки социальных сетей на свой сайт. С их помощью пользователи смогут делиться информацией на вашем сайте со своими друзьями. Само собой, информация должна быть интересной и уникальной. Кроме кнопок, необходимо возможность оставлять комментарии пользователям социальных сетей. Не стоит забывать о пользе общения. В любой социальной сети есть тематические группы. А это значит, что ваша целевая аудитория собрана в одном месте и в любом случае увидит ссылку на ваш сайт и узнает о вас. Следует все-таки отметить, что на Дальнем Востоке продвижение бизнеса в социальных сетях пока не так развито, как на западе, но определенное движение в этом направлении уже началось.

Раньше простые и примитивные методы в SEO давали хороший эффект, и по поводу продвижения можно было не беспокоиться. Сейчас эта эпоха закончилась, и поисковое продвижение уже можно считать наукой. Для того чтобы продвинуть сайт, недостаточно купить пару ссылок и написать несколько статей. Продвижение уже давно стало сложной комплексной услугой. Неинтересный сайт, который не несет никакой практической пользы, продвинуть очень сложно, даже при больших финансовых вложениях. Сегодня практически невозможно продвинуть сайт в ТОП-10 своими силами, особенно в конкурентных отраслях. Поэтому очень важно найти компанию, которая готова качественно и с финансовой гарантией продвинуть ваш сайт на первые позиции поисковых систем, предоставив прозрачные инструменты отслеживания эффективности.

QR-коды


На самом деле, использование QR-кодов тенденцией уже не назовешь. Но на Дальнем Востоке они только набирают популярность. Наверняка вы обращали внимание на баннеры с непонятным матричным кодом. Основное достоинство QR-кода (англ. quickresponse — быстрый отклик) — это легкое распознавание сканирующим оборудованием (например, фотокамерой мобильного телефона). По сути дела, он является ссылкой на какой-либо сайт. Это дает возможность использования в торговле, производстве, логистике.

QR-коды больше всего распространены в Японии, стране, где обычные штрих-коды пользовались такой большой популярностью, что объем информации, зашифрованной в коде, вскоре перестал устраивать индустрию. Японцы начали экспериментировать с новыми способами кодирования небольших объемов информации в графической картинке. Уже в начале 2000 года QR-коды получили широкое распространение. Сейчас в Японии подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках. С помощью QR-кода даже организовывают различные конкурсы и ролевые игры.

Как вы можете применять QR-код для продвижения своих товаров и услуг? Важное условие: целевая аудитория должна состоять преимущественно из молодых людей, которые активно используют современные мобильные устройства. Существует множество нестандартных способов размещения QR-кодов в рекламе. Например, в дизайне одежды, на визитных карточках, логотипах и даже татуировках. Достаточно поискать интересные примеры в Интернете, и наверняка у вас появятся собственные идеи.

Перечисленные выше тренды далеко не единственные свидетельства изменений, которые постоянно происходят в Интернете. Очень важно идти в ногу со временем, несмотря на то, что мы отстаем в технологиях от запада. Успехов вашему бизнесу в онлайне и офлайне!