Как выйти на зарубежный рынок

Автор: Вадим Тылик, президент Дальневосточной ассоциации качества рекламы и маркетинга / «Маркетинг успеха»

С какими проблемами в области маркетинга сталкиваются компании, которые стремятся выйти на зарубежный рынок? Ниже я постараюсь раскрыть основные три маркетинговые проблемы, а также способы их решения, основываясь на международном опыте Дальневосточной ассоциации качества рекламы и маркетинга.

Как выйти на зарубежный рынок

Проблема привлечения и поиска клиентов


Действительно, как привлечь клиентов, например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона? Универсального ответа, конечно, не существует. Для компаний малого и среднего бизнеса наиболее эффективным инструментом будет выступать следующее:
  1. Участие во всевозможных международных тематических выставках, саммитах и конференциях. Выставки — мощный инструмент привлечения международных клиентов и партнеров. Так, например, я как руководитель Дальневосточной ассоциации качества рекламы и маркетинга в рамках нашей маркетинговой стратегии принимал участие в международном маркетинговом саммите в США в июне 2012 года. Для нашей компании саммит явился крайне эффективным мероприятием, благодаря которому к нашей партнерской сети присоединились новые международные бренды.
  2. Создание мультиязычного сайта — эффективный маркетинговый инструмент привлечения иностранных клиентов. В Интернете можно встретить многоязычные сайты российских компаний, но качество переводов данных сайтов оставляют желать лучшего. Часто сайты переводятся с помощью google-переводчика. Если вам доводилось посещать сайты китайских компаний, то порой русскоязычная версия китайского сайта просто ужасает качеством своего перевода. А теперь представьте, что подумают о вас иностранные партнеры, когда увидят огромное количество несвязных между собой предложений и словосочетаний. Поэтому подходите к вопросу перевода сайта на другие языки со всей серьезностью. Лучше всего доверить этот вопрос профессиональному переводческому агентству.

Проблемы разницы менталитетов и адаптации бренда к рынку конкретной страны


Ни для кого не секрет, что люди в европейских и азиатских странах обладают разным, а порой и противоположным менталитетом. Но когда речь идет о маркетинге и продажах, то порой об этом забывают. Ниже я приведу пример, который очень красочно иллюстрирует нежелание компаний адаптировать свой продукт под зарубежный рынок:

Наименование автомобиля «Жигули», которое наверняка знает каждый житель Российской Федерации. Однако, когда производитель решил экспортировать свое детище во Францию, он не предположил, что в действительности «Жигули» и «жиголо» для француза звучит одинаково. В итоге пришлось переименовать машину в «Ладу». Аналогичная ситуация произошла и с «Запорожцем». Дело в том, что «Запорожец» на финском языке — это «поросячий хвостик», поэтому автомобилю было присвоено наименование «Ялта».

Учитывайте особенности каждого рынка и будьте готовы адаптировать ваш продукт или услугу под реалии страны, в которую планируется экспорт продукта.

Проблема языкового барьера


Если ваш продукт — это не газ и не нефть, то вам обязательно необходимо строить все коммуникации с иностранными партнерами на их родном языке. Два года назад, когда наша компания только запускала международное направление, я четко следовал следующей установке: если я хочу купить товар у иностранца, то мне достаточно объясниться на пальцах, если же я хочу продать, то без профессионального знания языка и его особенностей мне не обойтись.

Не стоит строить иллюзий, что за вашим товаром выстроятся километровые очереди на зарубежном рынке, поверьте, у них «этого добра» и так предостаточно. Поэтому одним из факторов успеха в международном бизнесе является профессиональное знание языка той страны, в которую планируется экспорт.

Чем ваш бизнес может быть полезен за границей?


Уверен, что на Дальнем Востоке есть компании, которые могут гордиться своим продуктом! Так почему мы ограничиваемся только местным рынком сбыта? К чему такая скромность? Дальневосточная ассоциация качества рекламы маркетинга на сегодняшний момент работает как с российскими компаниями, так и с иностранными производителями, которые стремятся выйти на рынок России. Тем самым мы ориентировали нашу компанию на экспорт. Подумайте о расширении возможностей вашего бизнеса и выводе его в другие страны.