История IBM

Автор: Кирилл Кириллов, «Chief Time»

История компании IBM (International Business Machines) — это, прежде всего, история ее руководителей. Людей совершено разных, но последовательными усилиями приведших ее к невероятному успеху.

IBM

История IBM, транснациональной корпорации, одного из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также высокотехнологичных сервисов и консалтинговых услуг, началась более 100 лет назад.

Эпоха Германа Холлерита


С самого раннего детства сына иммигрантов из Германии, Германа Холлерита, влекла техника. Он постоянно что-то разбирал, собирал, мастерил и разбирал снова. Окончив школу, он пошел в горный колледж при Колумбийском университете. Окончив его, попал на работу в бюро, занимающееся переписью населения. Наверное, именно это событие стало эпохальным — для компании и всего мира.

В то время перепись населения проводили в США каждые 10 лет, а на подсчет результатов у бюро уходило порядка семи. За это время в Америку успевало «понаехать» столько народу, что толку от результатов переписи было мало. Живой пытливый ум Германа, к тому времени уже преподававшего прикладную механику в Массачусетском технологическом университете, не мог с этим смириться и в конце концов изобрел устройство, получившее название «табулятор».

Результаты переписи 1890 года, обработка которых прошла с использованием устройства Холлерита, появились уже в середине 1893-го, а количество людей, занимавшихся обработкой данных, сократилось с 1500 до 700 человек.

Оставив преподавательскую деятельность, Герман в 1896 году открыл компанию Tabulating Machine Company. Уже скоро табуляторы TMC поставлялись во многие страны мира, в том числе и в царскую Россию.

Правда, успех был недолгим: антимонопольщики подали несколько судебных исков, и в итоге компания оказалась под крылом корпорации Computing Tabulating Recording, производящей массу всего, от вычислителей до кухонной техники, а Холлерит стал работать в ней консультантом, изобретая и совершенствуя продукцию корпорации и придумывая что-то новое. А поскольку в душе он был изобретателем, а не управленцем, то продал свою долю компании за 1 миллион долларов, огромные по тем временам деньги, и посвятил оставшуюся часть жизни праздным удовольствиям.

Эпоха Томаса Уотсона-старшего


А вот следующий ключевой персонаж в истории IBM, Томас Уотсон-старший, был как раз управленцем. Причем гениальным. Причем самоучкой, закончившим только школу, после которой он сразу устроился работать коммивояжером и научился виртуозно уламывать клиентов. А уже к возрасту 21 год устроился в компанию National Cash Register, где занимался продажей кассовых аппаратов. Отдав компании 20 лет, он дослужился до должности вице-президента компании, и тут неожиданно весь руководящий состав NCR оказался под следствием. Уотсону же повезло дважды. Во-первых, он занял свое место достаточно поздно, и вопросов у следствия к нему не возникло. Во-вторых, на него обратил свой взгляд один из совладельцев Computing Tabulating Recording Company. И в 1914 году, вместо того чтобы оказаться в тюремной камере, Томас стал главой будущей IBM.

Сам он не был инженером и не особо смыслил в технике, но зато мог похвастаться первоклассными организаторскими способностями и отличным умением работать с людьми. Он полагал, что успех бизнеса зависит именно от людей. Потому для них необходимо создать все условия, чтобы они могли работать с максимальной степенью комфорта. Нужно постоянно сообщать им, насколько они ценны для компании. Кстати, о последнем. В IBM всегда внушали сотрудникам, что они гораздо умнее среднестатистического американца. Иначе бы просто не работали в этой компании!

При Уотсоне-старшем появилась пожизненная страховка для сотрудников и оплаченные отпуска. В IBM устраивали специальные дни открытых дверей, во время которых любой сотрудник мог пообщаться с тем или иным руководителем, даже с самим Уотсоном. Можно было высказать ему свои идеи, поделиться проблемами. Стали проводиться корпоративные пикники и тренинги, на которых сотрудников учили, что клиент — это главное, и его прихотям нужно следовать. В это же время появился дресс-код компании. В IBM все ходили в костюмах.

Говорят, именно благодаря голубым рубашкам, которые требовалось носить под костюмы, компания получила свое неофициальное прозвище — Big Blue, что можно перевести с английского как «большой синий» или «голубой гигант». Хотя есть версия, что это название произошло от мейнфреймов, поставляемых компанией в 1950-х — 1960-х годах. Они были размером с комнату и имели голубую окраску. По третьей теории, прозвище просто намекает на логотип компании. По четвертой, вовсе уж непроверяемой, страсть к голубым рубашкам питал основатель Герман Холлерит. Но как бы то ни было, это прозвище стало «фишкой» компании, работающей на общий имидж. Для первой половины XX века все это было крайне необычно.

Кроме того, Уотсон-старший оптимизировал бизнес, закрыл второстепенные производства, распродал непрофильные активы и в 1924 году переименовал компанию в International Business Machines.

Благодаря Томасу Уотсону компания сумела пережить Великую Депрессию, выстоять во времена Второй Мировой войны.

В 1935 году Конгресс США принял Social Security Act, согласно которому в ближайшие годы требовалось оформить информацию о занятости огромного количества людей. IBM выиграла тендер на эту работу и с честью выполнила заказ, обработав к 1937 году информацию о 26 миллионах служащих страны. Государственный заказ не только принес компании дополнительный доход, но и повысил ее авторитет. После этого отбоя от клиентов не было. IBM начала производство арифмометров, пишущих машинок, весов, сырорезок, приборов учета рабочего времени, перфорационных машин и прочего оборудования, которое успешно продавалось по всему миру.

«Ничто на свете не заменит упорства. Талант? Талантливые неудачники сплошь и рядом. Гений? Непризнанные гении вошли в поговорку. Образование? Мир переполнен дураками с хорошим образованием. Лишь упорство и труд все перетрут», — говорил Томас Уотсон-старший и тут был прав. А вот где он был не прав, так это в своем высказывании: «Я думаю, мировой рынок компьютеров вряд ли превысит пять штук». Однако винить в недальновидности его трудно, ведь эти слова он произнес в 1943 году, когда обозревал первое компьютерное детище IBM «Марк I» массой около 4,5 тонны.

Эпоха Томаса Уотсона-младшего


Его сын, занявший пост президента компании в 1956 году, Томас Уотсон-младший, был с папой категорически не согласен. Он верил в то, что за компьютерами будущее, и видел свой главный рынок сбыта в крупных компаниях, для которых компьютеры означали техническую революцию в отчетности, контроле над финансовыми потоками и производством. Он видел в компьютере средство совершенствования простых операций, т. е. замену арифмометра, а позже печатной машинки. Он считал, что именно в этой области мог возникнуть массовый спрос на компьютеры.

Он был настолько уверен в своих идеях, что почти вдвое увеличил расходы компании на исследования и обновил состав сотрудников, выискивая технических гениев и заменяя ими чиновников-управленцев. «Небритые программисты», которых так не любили его предшественники, не боялись перечить начальству и говорить правду в глаза. Пили кофе на рабочем месте, ходили в чем хотели, часто опаздывали и засиживались до утра, руша корпоративную этику. Но Томас терпел сам и заставлял терпеть других директоров, понимая, что без этого успеха не будет.

Томас заложил основу современного технического прогресса, первым поняв, что ускоренный рост продаж и прибылей зависит от поддержания быстрой смены моделей, которые успевали бы за техническими достижениями, какими бы малыми они ни были. Он не стремился делать из каждого выпускаемого компьютера совершенство. Ему важно было оставаться впереди других. Скорость решения технических проблем стала для него первым критерием. «Не тяните, — требовал он от сотрудников, — решайте проблемы быстро, не важно — правильно или нет. Если сделаете ошибку, она быстро ударит вас по морде и заставит себя исправить».

Под его руководством компания произвела множество компьютеров, часть из которых закупили даже военные. Были сделаны изобретения и куплены патенты на множество решений, без которых немыслим современный компьютер: среди них и BIOS, и дискета, и «винчестер», и много чего еще, что до сих пор работает во всех современных компьютерах.

Однако мечта Уотсона-младшего исполнилась только в начале восьмидесятых.

В 1981 году компания представила миру идеологию IBM PC, тем самым дав человечеству Персональный Компьютер (именно так, оба слова с большой буквы) — первый и практически единственный открытый компьютерный стандарт, позволяющий множеству производителей собирать компьютеры из деталей от разных изготовителей, комбинируя детали в зависимости от потребностей клиента. Именно с PC началась история таких гигантов, как Dell и Packard Bell. Да, кстати, и Microsoft. По легенде, мама Билла Гейтса входила в состав совета директоров IBM и продавила для сына контракт на поставку операционной системы MS-DOS для всех «персоналок», производимых IBM. Внезапный всплеск интереса к таким компьютерам и вынес Гейтса и его небольшую компанию на первый гребень успеха.

Надо заметить, сама IBM никогда не относилась к PC всерьез. Разработкой занималась группа всего в четыре человека. Юристы IBM не запатентовали несколько важных изобретений, в результате чего сторонние разработчики, пользуясь опубликованными спецификациями, стали штамповать клоны IBM PC как горячие пирожки и отхватили у IBM изрядную долю рынка.

Конечно, в IBM попытались вернуть свое. В начале девяностых они представили серию персональных компьютеров PS/2 с операционной системой OS/2, несовместимых ни аппаратно, ни программно с PC и DOS. В машинах были применены прогрессивные технологии, на пару лет опережающие имеющиеся на рынке. Однако повторить успех PC не получилось, и производство PS/2 было свернуто. В память о них нам остались только разъемы для клавиатур и мышей, названные портами PS/2, которые активно применялись до середины 2000-х, да и сейчас встречаются.

Еще одной попыткой восстановить контроль над рынком программного обеспечения для персональных компьютеров был выпуск операционной системы OS/2 Warp V3.0, которая работала на стандартных PC и должна была конкурировать с проектом Microsoft — Windows 95. Несмотря на массированную рекламную кампанию и весьма хорошие характеристики, проект тоже провалился.

В итоге IBM продала свой PC-бизнес китайской компании Lenovo. Но на этом история компании не закончилась и даже не была близка к завершению.

Сегодня IBM выпускает суперкомпьютеры, востребованные и военными, и медиками, и космическими агентствами, и газодобывающими корпорациями. Один из таких компьютеров — Deep Blue — поставил мат в 19 ходов тогдашнему чемпиону мира Гарри Каспарову (правда, после этого компьютер был разобран — еще до того как представители чемпиона успели обговорить условия матча-реванша). Компания занимается разработкой и поставкой «компьютерного железа» и программного обеспечения как специализированного, так и общего назначения. Предлагает комплексные технические решения для различных видов бизнеса, правительственных и военных задач. Оказывает и консалтинговые услуги.

В 2002 году «Голубой гигант» приобрел консалтинговое подразделение аудиторской компании PriceWaterhouseCoopers за $3,5 миллиарда. В настоящее время этот бизнес, влившийся в подразделение IBM Global Services, является самым доходным в структуре IBM, приносящим больше половины дохода компании, который, по некоторым данным, составляет около 8 миллиардов долларов в месяц. Для компании, начинавшей с арифмометров и сырорезок, более чем неплохо.